Cantilever (англ.) – консоль или балка, имеющая одно шарнирное соединение и одну подвижную опору:

Второй случай как раз является упрощенной схемой кантилеверных тормозов:

Если сравнивать кантилеверные тормоза с другими типами ободных тормозов, то можно заметить, что рычаг, к которому приложена сила от тросика меньше и, как следствие, развиваемое тормозное усилие меньше. Именно поэтому данный тип тормозов все реже встречается на велосипедах. Но есть и преимущества: простота конструкции, надежность, ремонтопригодность, дешевизна и малый вес. Например, 2009 TRP Euro X Carbon Cantilever Set весят всего лишь 110 грамм! То есть 55 грамм на сторону.

Правда, цена таких тормозов не маленькая – около 8000 рублей за пару.
В основном кантилеверные тормоза применяются на циклокроссовых велосипедах, где масса велосипеда является одним из важных факторов, влияющих на время прохождения дистанции, потому что гонщик может довольно часто спешиваться и в буквальном смысле нести велосипед на себе.

Настройка кантилеверных тормозов ничем не отличается от тормозов типа V-brake.
+ Лёгкий вес
+ Простая конструкция, надежность
+ Низкая цена
- Низкая эффективность
- Очень чувствительны к восьмеркам обода
- Быстрый износ колодок в песке, грязи
- Изнашивает обод колеса
P.S. Замечания и дополнения приветствуются.
P.S.S. Куда девать картинки? Лимит в 500 кб - это "ни о чем".